С 1 сентября 2023 года дистанционные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей стали законными в России. Это стало возможным благодаря вступлению в силу Федерального закона № 629-ФЗ от 29.12.2022, который внёс изменения в законодательство, регулирующее порядок проведения медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий .
Ниже представлены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с дистанционными предрейсовыми медосмотрами.
Дистанционный предрейсовый медицинский осмотр — это процедура оценки состояния здоровья водителя перед началом рейса с использованием телемедицинских технологий. Водитель проходит осмотр с помощью специального оборудования, установленного на предприятии, а медицинский работник, находящийся удалённо, анализирует полученные данные и принимает решение о допуске водителя к управлению транспортным средством.
Да, проведение дистанционных предрейсовых медосмотров законно. Это регламентируется Федеральным законом № 629-ФЗ от 29.12.2022 и приказом Минздрава России № 266н от 30.05.2023, который утвердил порядок проведения предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий .
Для организации дистанционного предрейсового медосмотра требуется программно-аппаратный комплекс (ПАК), включающий:
Тонометр для измерения артериального давления.
Алкотестер для определения наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Термометр для измерения температуры тела.
Веб-камеру для визуального контроля и идентификации водителя.
Программное обеспечение для сбора, передачи и хранения медицинских данных.
Оборудование должно быть зарегистрировано в установленном порядке и соответствовать требованиям законодательства .Контроль Транспорта Москва
Процедура включает следующие этапы:
Идентификация водителя — с помощью биометрических данных (например, распознавание лица).
Самостоятельное измерение параметров — водитель измеряет давление, температуру и проходит алкотест.
Передача данных — результаты автоматически отправляются медицинскому работнику.
Анализ и решение — медик анализирует данные и принимает решение о допуске к рейсу.
Фиксация результата — в случае допуска формируется электронный документ с подписью медицинского работника.
Весь процесс занимает в среднем 2–3 минуты .
Ответственность за организацию и проведение предрейсовых медосмотров, включая дистанционные, несёт работодатель. Он обязан обеспечить наличие соответствующего оборудования, заключить договор с лицензированной медицинской организацией и контролировать соблюдение всех требований законодательства .
Дистанционные предрейсовые медосмотры не применяются для следующих категорий водителей:
Осуществляющих организованные перевозки групп детей.
Перевозящих опасные грузы.
Занятых на регулярных междугородних маршрутах протяжённостью более 300 км.
Для этих категорий обязательны очные медицинские осмотры .
Для обеспечения достоверности результатов используются следующие меры:
Биометрическая идентификация — предотвращает прохождение осмотра другим лицом.
Видеофиксация процесса — обеспечивает контроль за правильностью проведения измерений.
Сертифицированное оборудование — гарантирует точность измерений.
Регулярные проверки — периодические очные осмотры и химико-токсикологические исследования .
После анализа данных медицинский работник формирует электронное заключение о допуске водителя к рейсу. Этот документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и может быть распечатан или интегрирован в электронный путевой лист .
При проведении дистанционных предрейсовых медицинских осмотров работодатель обязан обеспечить ведение следующих документов:
Журнал регистрации медицинских осмотров: может вестись в бумажном или электронном виде. В случае электронного ведения все записи должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) медицинского работника.
Сведения, вносимые в журнал:
Дата и время проведения осмотра.
Фамилия, имя, отчество, дата рождения и пол водителя.
Результаты проведенных исследований.
Заключение о допуске или недопуске к управлению транспортным средством.
Подпись медицинского работника с расшифровкой.
Подпись водителя.
Дополнительно, при использовании медицинских информационных систем (МИС), данные о проведенных осмотрах должны передаваться в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в формате структурированного электронного медицинского документа (СЭМД).
Нарушение установленного порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров влечет административную ответственность:
Статья 11.32 КоАП РФ: предусматривает штрафы за нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей:
На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.
На юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Статья 12.31.1 КоАП РФ: предусматривает ответственность за выпуск на линию водителя, не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр:
На водителя — 3 000 рублей.
На должностных лиц — 5 000 рублей.
На юридических лиц — 30 000 рублей.
Таким образом, соблюдение установленного порядка проведения дистанционных предрейсовых медицинских осмотров является обязательным и требует внимательного подхода к организации процесса и ведению соответствующей документации.